КАК ПОМЕНЯТЬ ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

КАК ПОМЕНЯТЬ ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

категория земельЗемельное владение ограничивает хозяина участка от его произвольного использования.

ЗУ допускаются к распоряжению в соответствии с допустимостью проводимых работ, обозначенных как целевое назначение.

Определения «категория земель» и «целевое назначение» ЗУ

Земельные массивы, расположенные в пределах РФ, распределены по категориям (ст. 7 ЗК РФ). Они соответствуют тому качеству поверхности почв, которая существовала изначально.

Природные условия обеспечивают своеобразие ландшафта, к которому относятся лесные массивы, водные пространства и иные виды земель. Категории выделяют массивы, допускающиеся к обороту в том или ином качестве и те, которые находятся в запасе и не подлежат использованию.

Стандарты применения этого ресурса зависят от изначальных, природных качеств, которые выделяют категории наделов в оптимальном режиме.

Доступными для использования физическими и юридическими лицами являются классификации земель промышленного назначения, которые могут использоваться для энергетики, оборонных предприятий и иных санкционированных государственным распоряжением работ. Гражданам выделяют ЗУ из относящихся к типу поселений или сельскохозяйственного назначения.

Категории определяют изначальное направление, в котором допускается применение участка.Приобретение ЗУ требует изучения документации в первую очередь – в отношении принадлежности к определённому типу. От этого зависит допустимость пользования, то есть – регламент разрешённых работ.

Капитальные строения допустимо возводить только на землях, относящихся к категории поселений (ст.263 ГК РФ, ст.40,41 ЗК РФ) (см. Документы на строительство дома).

За пределами этой территории располагаются промышленные зоны и сельскохозяйственные угодья, разделённые условной границей, дающей разрешение на строительство производственных помещений только в определённых местах.

Для этого выбираются территории, с отсутствием плодородных почв, которые пригодны для сельского хозяйства.

Территория сельскохозяйственных угодий занимают территории, обеспеченные лугами или плодородными почвами, допускающими:

  • садовое и огородное хозяйство, бахчи;
  • личное подсобное хозяйство (ЛПХ);
  • дачные и садовые некоммерческие товарищества (ДНТ, СНТ);
  • индивидуальное предпринимательство.

Допустимые виды деятельности так же определяются изначально, решением администрации, на основании государственных стандартов и определяются как целевое назначение. То есть, надел допускается к применению только в рамках категории и целевого назначения, которое понимается как разрешённое использование (см. Изъятие земельного участка за неиспользование).

Применение не в соответствии с установленной категорией и целевым назначением становится основанием для изъятия участка (ст.25, 26 ЗК).

Категории земель рассматриваются на федеральном уровне власти и передаются муниципальным образованиям в установленном варианте. На этом основании муниципалитеты разрабатывают виды целевого назначения участков и применяют их для производства тех или иных видов работ.

Граждане и предприятия получают ЗУ с готовыми инструкциями по допустимости применения, на основании классификатора, определяющего назначение.

Варианты изменения целевого назначения

Варианты изменения целевого назначенияВарианты изменения определяются:

  • При сохранении категории ЗУ, путём смены разрешённого использования.
  • Путём изменения категории ЗУ, что автоматически влечёт изменение назначения.

В рамках установленной категории, допустимы случаи изменения применения ЗУ. Здесь допускаются варианты смены:

  • для всего участка;
  • для его доли.

В первом случае предполагается подготовить обоснование причин для вносимых изменений. Они оформляются документально, отражая целесообразность проведения данной процедуры.Таковые опираются на допустимость использования участка в изменённом аспекте, а так же могут основываться на преимуществах пользования по усмотрению владельца ЗУ.

Например, участки под строительство на землях населённых пунктов, вправе реорганизовать с жилого сектора на возведение инфраструктурных объектов. А сельскохозяйственные наделы – с садовых или огородных участков изменить под назначение ЛПХ.

Такие действия производятся непосредственно, путём подачи заявления в местные органы власти при ходатайстве о смене разрешённого использования.

Иногда целевой реорганизации принадлежит только одна доля надела или ЗУ разделяется на секторы, по 1/2 или 1/3 общей площади. Каждый сектор планируется использовать по усмотрению собственника. В этом случае предварительно делается землеотвод.

То есть составляется и утверждается проект ЗУ, который впоследствии предоставляется в администрацию населённого пункта или отдел архитектуры и градостроительства, для областных, краевых центров и городов федерального статуса.

Смена допустима в редких случаях, когда надел не отвечает заявленным требованиям. Например, земли, лишённые плодородных качеств в результате пожара или отравления ядохимикатами, нецелесообразно применять под сельское хозяйство, но допустимо перевести в категорию промышленных, где они смогут беспрепятственно использоваться.

Вопрос о реорганизации целевого статуса ЗУ решается в администрации населённого пункта, по месту расположения участка. В случае отказа может рассматриваться в суде.

Порядок смены

Для участия в процедуре, ЗУ требуется обеспечить документацией. Он должен состоять на кадастровом учёте и сведения о его основных характеристиках требуется внести в учётные записи Государственного кадастра недвижимости (ГКН). Кроме этого нужно оформить межевое дело и проект согласования границ с соседями (см. Споры при межевании участка).

В зависимости от масштаба реорганизации юридического сопровождения ЗУ, может понадобиться составление проекта и проведения межевания участков. Он нужен, если на территории проводится зонирование, обеспеченное разными видами назначений или при реорганизации массива под использование на основании совместного владения.

Например:

  • Если застройка квартала предусматривает возведение многоэтажных зданий, одноэтажных домов и культурно-развлекательного или торгового комплекса.
  • Когда сельскохозяйственные плодородные почвы, принадлежащие предпринимателю, переводят в разряд земель для СНТ или ДНТ (см. Дача с нуля).
  • Если часть угодья переводится для организации сопутствующего сельскому хозяйству, перерабатывающего предприятия.
Проект перевода земель составляется в виде официального документа, согласовывается с уполномоченными должностными лицами и учреждениями градостроительства или земельным отделом.

Градостроительная документация оперирует термином разрешённое использование, так как оно предполагает применение дробных дефиниций, применяемых в системе архитектуры и проектирования.

Если собственник ориентирован на изменение категории, ему потребуется представить документальные подтверждения о том, что ЗУ не отвечает заявленным требованиям. При этом к заявлению прилагают акты экспертизы почв, подтверждающих необходимость смены назначения.

В число причин могут входить так же притязания собственника на изменение использования, если его участок примыкает к границе населённого пункта, но относится к сельскохозяйственному угодью. Тогда к заявлению следует приложить выписку из ГКН и акт согласования.

Заявление рассматривается уполномоченным должностным лицом и удостоверяется главой исполкома. После этого оно отправляется в производство. Решение по нему принимается на слушаниях, которые проводит городская или областная администрация.

Дата слушания указывается на официальном сайте администрации и в местных СМИ. Заинтересованное лицо вправе на них присутствовать.

Принятое решение оформляется в трёхдневный срок и выдаётся заявителю под расписку.

На основании положительного решения, владелец ЗУ вносит соответствующие сведения в учётные записи ГКН. Если получена отрицательная резолюция – заявитель вправе оспорить её в судебном порядке, путём подачи искового заявления.

Стоимость изменения

Стоимость измененияЕсли процедура укладывается в рамки, связанные с изменением категории, в связи с порчей почвы, то главными расходами станут проводимые исследования.

Анализ почвы и экспертиза их качества зависят: от типа анализа, от количества проб.

Исходная сумма – от 20 тысяч рублей. Замер уровня радиации на участке – от 10 тысяч.

Согласование актов и заявлений по ценовому варианту не регламентировано и определяется локальными и региональными постановлениями.

Смена на основании вида разрешённого использования производится по тарифу, который рассчитывается на основании принятых методик. Оплата исходит из процентной ставки, рассчитанной с кадастровой стоимости ЗУ или объекта планируемого строительства, при планировании строительных работ.

Юридическим основанием проведения расчётов является Классификатор, принятый 01.09.14 г., № 540.

На его основании предусмотрены следующие процентные ставки, исходя из общей кадастровой стоимости ЗУ:

  • участок для ЛПХ – 10%;
  • участок под ИЖС, дачу – 10%;
  • блокированное жилое строение – 40%;
  • среднеэтажная жилая застройка (2-3 эт.)– 45%;
  • многоэтажное здание – 50%;
  • инфраструктурные объекты – 50%.

Кроме этого, для подсчёта коэффициента рассчитывается дополнительный процент, в соответствии с этажностью здания, предусматривающий высоту многоэтажного дома от четырёх до семнадцати и более, этажей.

Помимо обозначенного, предусматривается оплата пошлины за регистрацию в записях ГКН. Решение вопроса в суде так же потребует оплаты суммы пошлины.