15.07 ФРС отмена свидетельств

15.07 ФРС отмена свидетельств

300x200_633035С 15 июля 2016 года вступили изменения в федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», согласно которым прекращается выдача свидетельств, а госрегистрация прав на недвижимость удостоверяется только выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Вступившие 15 июля в силу законодательные изменения, модернизирующие систему регистрации прав на недвижимое имущество, отменили выдачу бумажных свидетельств госрегистрации прав на недвижимость. Теперь регистрация возникновения и перехода прав на удостоверяется только выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).

Очевидным плюсом нововведения является то, что появилась возможность осуществлять регистрацию недвижимости в электронном виде. Предусматривается возможность подачи документов по принципу экстерриториальности. Сокращаются сроки государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Безусловно, люди от этого выигрывают.

Кстати, здесь есть и серьезный антикоррупционный аспект. Меньше прямых контактов – как на дороге, так и в услугах — меньше коррупции. Аналогичный подход к нарушителям на дороге привел к сокращению коррупции в разы. В 2015 году в России уже 40% госуслуг было оказано в электронном виде. Наша задача к 2018 г. довести этот показатель до 70%».

В то же время вице-спикер заметил, что новые нормы вызывают опасения у людей, рождают различные слухи, в том числе и о ненадежности вводимой системы. Поэтому участники брифинга дали необходимые пояснения относительно нововведений.

Председатель комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников  отметил, что нововведение послужит серьезному укреплению прав граждан и юридических лиц, связанных с недвижимым имуществом.

how-much-does-a-lawyer-make-1024x819Работа по совершенствованию законодательства и обеспечению прав, связанных с недвижимость, идет планомерно, отметил он. «В 1997 году был принят закон о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Первоначально была не пошлина, а оплата. И даже не было единого реестра по всей стране. Конечно же, регистрация прав, прописанная в Гражданском кодексе, постепенно развивалась, и мы, понимая в том числе техническую оснащенность и постоянно ее наращивая, также совершенствуем наше законодательство».

При этом глава профильного думского комитета отметил, что количество регистрационных действий постоянно увеличивается. «Еще в 2013 году мы пришли к выводу, что при купле-продаже жилого помещения нужно не регистрировать договор как таковой, и право как таковое. А была двойная регистрация. Мы сократили процедуру: с 2013 года гражданин регистрирует один раз куплю-продажу жилого помещения и соответственно платит один раз».

Он также добавил, что с 2013 года правообладателю выдается либо выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

«До создания реестра прав очень большое внимание уделялось именно свидетельству о государственной регистрации прав. И, конечно, первоначально в законе было очень много норм посвящено именно этому свидетельству. Были соответствующие подзаконные нормативные акты: как должно выглядеть свидетельство, какие должны быть специальные меры защиты. Сейчас мы подошли к тому, что свидетельство должно остаться в истории», — заявил парламентарий.

Глава комитета уточнил, что с 15 июля 2016 года для исключения дублирования выписки из реестра, недопущения случаев мошенничества со свидетельством, было принято решение отказаться от данного документа, а  при сделках использовать выписки из реестра, а в качестве правоустанавливающих документов иметь соответствующие соглашения (договоры купли-продажи, мены, дарения и т.д).

«Это дублирование на первоначальном этапе было правильным. Но сегодня мы этот этап переросли. Мы переходим на такую форму, которая исключает какие-то временные рамки между внесением в реестр и выдачей свидетельства».

Депутат подчеркнул, что новый порядок лучше защищает права граждан, «потому что прямо в законе указано — именно с момента государственной регистрации, с момента внесения в реестр соответствующих записей возникают, прекращаются либо изменяются соответствующие права на недвижимость».

«В 1996 году в Санкт-Петербурге был установлен рекорд: за один день 98 раз продали квартиру. С существованием реестра это невозможно, потому что только наличие записи в реестре осуществляет возникновение тех или иных прав».

По мнению главы комитета, рассматриваемые законодательные изменения также позволят «сократить возможности для коррупции». «Это послужит серьезному укреплению прав граждан и юридических лиц, связанных с недвижимым имуществом».

Он также добавил, что с 1 января 2017 года вступает в силу закон, который объединяет процедуры государственной регистрации и внесения записей в кадастр. «Это теперь один закон о государственной регистрации недвижимости, который уже принят», — напомнил депутат.

Исполняющая обязанности руководителя Росреестра Галина Елизарова  пояснила, что свидетельство о регистрации прав идентично выписке из реестра, потому что несет аналогичную информацию. «Сейчас мы все больше и больше услуг оказываем в электронном виде, в том числе и в сфере регистрации прав. На законодательном уровне с 2013 года указано, что для подтверждения регистрации выписка выдается в любом виде – в электронном или в бумажном, а свидетельство – только в бумажном. Это сдерживало возможности электронного документооборота», — отметила она.

Елизарова сообщила, что по состоянию на конец прошлой недели — более 137 тысяч пакетов документов подано в электронном виде. «В том числе в Республике Крым — более 1,5 тысяч пакетов документов в электронном виде. Начался этот процесс и в Севастополе – 14 июля первый пакет документов в электронном виде подан».

Исполняющая обязанности руководителя Росреестра проинформировала: Единый государственный реестр недвижимости, который ведомство начнет вести с 1 января 2017 года, также будет в электронном виде. «Все документы, предоставляемые в электронном виде, будут сканироваться, удостоверяться и затем будут иметь равную силу с бумажными документами. С юридической точки зрения, правообладатели ничего не потеряют!».

Елизарова особо подчеркнула, что права на собственность при новом порядке регистрации защищены ничуть не менее, чем раньше. А также сообщила: менять старые свидетельства о собственности на новые выписки не требуется. «Выписка, как и свидетельство, — это документ, который содержит актуальную, достоверную на дату выдачи информацию из реестра прав. Названия разные, но документы ничем не отличаются друг от друга», — пояснила она.

Завершая мероприятие, обратили внимание журналистов, что фракция «Единая Россия» в шестом созыве Государственной Думы активно работала с Правительством. И состоявшийся брифинг, в котором приняла участие представительница исполнительной власти – и.о. главы Росреестра — продолжает эту традицию, заметил он. «Мы вместе готовили законопроекты, и вместе следим за теми процессами, которыми сопровождается их правоприменение, проводим мониторинг — напомнил вице-спикер. – Буквально недавно на встрече с Президентом наша фракция этой темы касалась. Говорили о том, что принят целый ряд важных законов: в частности, по торговым сетям, по созданию вокруг городов так называемого, «Зеленого щита» (лесопарковых зеленых зон), по наведению порядка в лесу – вводится реестр недобросовестных арендаторов лесных участков, по созданию условий для введения в оборот земель сельхозназначения. Теперь необходимо объективное сопровождение процесса реализации этих законов в жизнь на местах, и мы намерены эту работу проводить».